За трофеем на Уду

В первый раз за много лет наших странствий, местом сбора нашей команды стал пограничный город Благовещенск. Хотя Амур и славится своей рыбалкой, сразу после прибытия (9 июня) мы направились на автобусе в Февральск – поселок, расположенный в 450 км к северо-востоку от центра Амурской области, между реками Селемджа и Бысса.

Прибыли на место ближе к вечеру. Переночевали в помещении, где некогда была расположена диспетчерская местного аэропорта.

Аэропорт Феваральск был основан еще в начале 1980-х гг., когда в этих краях началось активное строительство Байкало-Амурской магистрали. Но в настоящее время здесь все довольно печально – в лучшем случае самолет летает раз в неделю, а всё служебное здание пустует.

С утра загрузились в вертолет и взяли курс на северо-северо-восток, к главной цели нашего путешестия, к верховьям Уды - реки, издавна славящейся трофейными тайменями.

Руководителем группы и одним из гидов стал наш друг и большой знаток всех труднодоступных мест Хабаровского края, Антоха Сорокин. Если помните, он сопровождал нас как во время путешествий по Шантарам в 2011 (http://rus-fishsoft.ru/shantarskie-ostrova-part-1.html) и 2015 (http://rus-fishsoft.ru/big-shantar-1.html) гг., так и во время сплава по Мае (http://rus-fishsoft.ru/splav-po-reke-maya.html).

Нашего второго гида тоже звали Антон. Как и тезка, он тоже прекрасный рыбак и отлично знает окрестности Уды.

Главная опора и поддержка наших гидов – бывший су-шеф одного из Хабаровских ресторанов Кирилл Седых и его помощник, большой фанат футбола и кудо Володя Белянов.

Согласно планам экспедиции, нас должны были высадить на месте слияния Уды с Удыхыном, но из-за продолжительной жары в начале лета уровень воды в местных водотоках здесь сильно упал. Пришлось начать сплав чуть ниже, с района впадения Суникана.

Кстати, о географических названиях. Как оказалось, большая часть гидронимов в этом районе имеет тунгусо-маньчжурское происхождение. Например, в переводе с эвенского Селемжда означает «река, где много железа», Суникан - «внучок», Уда – «медленная», Гербикан – «названный», Сяндя – «верховье», Чогар – «охра» и т. д.

Выгрузив Ми-8, мы разбили палатки, помогли нашим гидам  подготовить рафты, собрали снасти и, не дожидаясь обеда, отправились на долгожданную рыбалку.

Как обычно и бывает, противоположный берег показался более привлекательным. Перебравшись, не прогадали – сразу же надергали на мушку хариусов, выудили с десяток ленков.

Прибрежный смешанный лес был практически непроходим, но это лишь усиливало его сказочную красоту. Казалось, вот-вот пройдешь еще немного вглубь и появится опушка, на которой будет стоять избушка Бабки-Ежки.

В густой растительности копошилось немало насекомых, паучков, червячков, где то высоко в кронах деревьев распевала во все лады свои песни пернатая братия, время от времени мельтешил перед глазами то тут, то там суетливый бурундучок... Одним словом, жизнь в лесу кипела, так что беспокоить «местное население» мы не стали и вернулись к реке.

Уже на обратном пути, в небольшой, в почти уже высохшей лужице обнаружили налименка. Осторожно поймав, выпустили в реку.

Незаметно первый день рыбалки завершился. Богатый на впечатления день изрядно утомил нас и мы уже собирались спать, когда к берегу причалила чья-та лодка.

Как оказалось, наш лагерь был расположен совсем неподалеку от базы местного заправилы Уды Сергея Соломенникова. С Антоном у него приятельские отношения, поэтому отнесся он к нам благосклонно, пригласил к себе. Несмотря на позднее время, мы не отказались, съездили в гости, познакомились с его женой и их главными помощниками – целой сворой лаек.

Сергей рассказал, что с Викой они живут вдали от цивилизации уже лет пятнадцать, в Удское ездят изредка, только за продуктами. Поведал, что все четверногие питомцы у него рабочие, то есть и на лосей натасканы, и при охоте на соболя незаменимы. Но вот только одна из них таежника не устраивала, и он как-то между прочим признался, что вынужден на днях от неё избавиться. Антохе стало жаль псину, и в тот же вечер он забрал его к себе. Так в нашей команде присоединился Граф. Правда, на графа он не сильно смахивал, вследствие чего было сделано предположение, что на самом деле песика зовут Полиграф Полиграфович.

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Опережая события, скажем, что за все последующие дни сплава погода так и не улучшилась, скорее наоборот. Порывы моряка достигали до 20 м/с, почти все время моросил мелкий дождь.

При этом было по-осеннему холодно, казалось, что вот-вот и начнется снегопад. Чтобы не задубеть, пришлось напялить на себя всю теплую одежду, что у нас имелась.

Тем не менее, рыба клевала, причем более активно во второй половине дня. В уловах стали начали попадаться первые таймешки. Этих рыб мы, конечно же, всех без исключения выпускали обратно в родную стихию, а вот крупных ленков, сигов или щук мы с удовольствием забирали для еды.

Макс с амурской щукой. Приглядитесь, какой интересный у неё окрас.

Антоха хотел показать, как дальневосточники ловят тайменя, но вытащил за спину ленка.

Илюха позирует с сигом, которого мы в тот же день пустили для приготовления сашими.

Кстати, нельзя не рассказать о нашем питании. Благодаря слаженной работе Кирилла и Володи мы каждый день наслаждались самыми разнообразными рыбными блюдами – ленки, запеченные с апельсинами, двойная уха с овощами, рыбные оладушки, котлетки и многое другое.

Эти кушанья с огромнейшим аппетитом уплетали даже те, кто к рыбе, как продукту, в обычной жизни относились с равнодушием. Но особенно изумили всех рыбные пельмени. Скажем откровенно, вкуснее пельмешек мы еще нигде не ели! Быть может потому, что сами участвовали в их готовке?

Если в первые пару дней мы еще как-то страдали от непогоды и мечтали о солнышке, то позже уже свыклись. Недаром говорят, человек привыкает ко всему.

Продолжая с энтузиазмом обкидывать все перспективные места, что-нибудь, да обязательно, вылавливали. Несмотря на то, что осадков выпало за все дни сплава немало, вода сильно не поднялась, а самое главное, вплоть до последнего дня нашего пребывания на Уде она оставалась довольно прозрачной.

Если говорить о приманках, то каких-то особых предпочтений у рыбы не было. Она с одинаковым успехом кидалась как на колебалки, так и вертушки. Немало было поймано рыбы и на воблеры. Цвет приманок тоже особой роли не играл.

Судя по нашей находке на одной из стоянок, некоторые рыбаки до нас практиковали здесь и джиговую ловлю.

Стоить подчеркнуть, что даже небольшой таймень – великолепный боец. Его атаку забыть невозможно - зазеваешься, можно остаться и без спиннинга.

У нас у всех, за исключением нашего друга из Берлина Дениса, ранее уже был опыт ловли этой сильной рыбы, но и он уже на второй день сплава выполнил свой минимум. Кстати, для нас довольно забавным показался его рассказ о том, что в Германии, прежде чем поехать на рыбалку, необходимо сначала пройти специальное обучение и сдать экзамен, на котором одним из заданий является «убийство» макета резиновой рыбы специальной дубинкой.

На одной из стоянок Дима решил разнообразить видовой состав выловленных рыб. Он соорудил две донки для поимки налима, но кроме огромной коряги ничего не поймал.

Пару слов о нашем песике. Очевидно, что Полиграфу Полиграфовичу наше шумное общество очень нравилось. Да и как же иначе? Все его любили, кормили, но единственное, чего не мог понять охотничий пес, почему мы выпускали обратно выловленных тайменей. Воды совсем он не боялся, периодически принимал водные процедуры, порою мешая вываживать рыб.

Но купался не только Граф. Сам того не желая, успел  освежиться в ледяной воде и наш дорогой Олег Палыч. Залезая в лодку, он оступился и прямо головой ушел в омут. К счастью, часть нашего багажа находилась в этой же лодке, так что ему удалось быстро переодеться.

А вот самым запоминающимся, впрочем, как и на Мае, стал последний день сплава – на одном из перекатов Серега поймал самого настоящего гиганта. Так, масса ранее пойманных тайменей не превышала 15 кг, тогда как этот великан был существенно больше. Взвесив на руках, мужики предположили, что весит рыбина не менее 20 кг, а то и больше.

После небольшой фотосессии тайменище был возращен в родную стихию.

В день отлета с утра небо было снова затянуто темными тучами, но после обеда, к большой нашей радости, распогодилось. Первым услышал гул крылатой машины Антон, а вскоре показалась и сама вертушка.

Некоторое время летели в сплошном «молоке», что было немного жутковато. И всё же неуютней всех чувствовал себя Граф. Ведь он никогда прежде не летал. Но, думается, это его далеко не последний полет, ведь Антоха еще все лето будет мотаться по Хабаровскому краю.

Спустя час после взлета мы благополучно приземлились в аэропорту Февральска, снова переночевали в диспетчерской, а с утра выдвинулись обратно в Благовещенск, откуда и разлетелись по домам… Как говорится, до скорых встреч!

Несмотря на сложности с погодой, это путешествие оставило у всех только самые приятные впечатления. Вечерние разговоры у таежного костра, запах дыма и даже барабанную дробь дождя по палатке - все это мы будем вспоминать, несомненно, с большой ностальгией. И хотелось бы верить, что и остальные туристы, которые отправятся за рыбой своей мечты на Уду, будут продолжать добрые традиции спортивного рыболовства.